Допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля
Содержание
Осуществляя перевозки различных товаров и грузов на малотоннажных грузовиках, тягачах и автопоездах следует обращать внимание не только на техническое состояние автомобиля, но и на дороги, по которым предстоит двигаться. Все потому, что допустимая нагрузка на ось ограничена, поскольку перегруженные машины портят дорожное полотно.
В РФ процесс грузоперевозок регламентируется рядом нормативно-правовых актов, среди которых выделяется Федеральный закон №257 от восьмого ноября 2007 года. В соответствии с законом, если ось перегружена более чем на 2%, для езды водителю необходимо получить специальное разрешение, за исключением автотранспорта, принадлежащего Вооруженным силам России.
При получении разрешения владелец транспортного средства должен согласовать маршрут и компенсировать ущерб, который его тягач нанес дорожному покрытию. За несоблюдение законодательства предусмотрен штраф за перегруз грузового автомобиля. Водителей предупреждают специальные дорожные знаки, сообщающие информацию о предельном значении веса ТС или нагрузки на одну ось.
Причин для ввода данных ограничений несколько:
- слишком длинный тормозной путь;
- разрушение мостовых контракций и дорожного полотна;
- нестабильное движение грузовика;
- увеличенный риск поломки во время езды.
Расчет
Предельно допустимые массы:
Каждый может самостоятельно рассчитать допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля. Масса транспортного средства складывается из нагрузок на заднюю и переднюю ось. Рассчитать значение для автотранспорта с прицепом сложнее. Для этого нужно знать массу ТС, прицепа, а также фактический вес груза. Согласно формуле нагрузка на одну ось равна нагрузке на переднюю ось, поделенную на количество осей. Считается, что на прицеп приходится 75% нагрузки, а на тягач – 25%.
Следует учитывать, что допустимая нагрузка на ось автомобиля может быть неравномерной из-за неровной площадки полуприцепа, неисправности подвески, воздействий груза на прицеп, а также конструктивных особенностей подвески.
Для оперативного расчета используется специальная программа – калькулятор КТГ. Для получения результата потребуется ввести входные данные (осевые нагрузки, протяженность маршрута, расстояние между осями, тип ТС). Такой инструмент позволяет смоделировать загрузку фуры различными грузами, рассчитать нагрузку при заданной массе, подготовить печатные формы, а также сформировать счет на оплату пошлины или возмещение ущерба.
Допустимая нагрузка на ось в России:
Взвешивание
Для определения осевой нагрузки на стационарном или передвижном пункте весового контроля используется такое простое решение, как взвешивание транспортного средства. Такое взвешивание может быть осуществлено двумя способами:
- динамическим – ТС медленно проезжает по специальным весам;
- статическим – грузовик останавливается на специальной платформе.
Примечательно, что весы для динамического взвешивания могут быть использованы для автотранспорта любой массы и с неограниченным количеством осей. Важно, чтобы во время определения перегруза грузового автомобиля скорость его передвижения была ниже 5 километров в час. Такие весы, как правило, применяются в разных отраслях сельского хозяйства, транспорта и торговли, а также на промышленных предприятиях.
Такие весы состоят из фундамента и рамы, грузоприемной платформы, тензорезисторных датчиков и электронных компонентов (динамический преобразователь, а также ПК с ПО). Хотя результат и довольно точный, следует учитывать, что такой способ подразумевает погрешность от 0,5 до 3 процентов. Кроме того, таким весам необходим громоздкий фундамент с предусмотренными в нем дренажными каналами (однако для временной эксплуатации такое устройство размещают на бетонных плитах или на дороге).
Весы для высокоточного статического измерения комплектуются цифровой или аналоговой системой расчета. В своей основе такое устройство несет модульную многоопорную металлическую конструкцию, а также имеет ограничение по весу (200 тонн) и длине (30 метров). Определение перегруза автомобилей по осям осуществляется при помощи тензорезисторных датчиков и возможно только тогда, когда тягач полностью остановлен. Для коммерческого учета такое решение подходит лучше всего.
Сотрудник поста вправе:
- регулировать движение в пределах поста;
- запрашивать разрешение на транспортировку груза в присутствии представителя ГИБДД;
- производить инструментальный контроль;
- выступать свидетелем при составлении протокола установленного нарушения.
Водитель вправе следить за правомерностью определения нарушения, указывать на нарушения действующих правил и норм, фиксировать факт нарушения письменно, либо с привлечением свидетелей, а также заявлять протест посредством обращения в суд. По итогу взвешивания водителю выдается документ, содержащий дату и время взвешивания, а также сведения об автомобиле и весах, путевом листе, дислокации пункта весового контроля и результатах процедуры.
Автоматический весогабаритный контроль и система мониторинга
Чтобы проверять перегруз по осям в автоматическом режиме, специалисты разработали эффективную систему весогабаритного контроля, которая включает в себя видеокамеры для фиксации номера, модули габаритов, а также пьезоэлектрические датчики для измерения веса ТС и его габаритов. Однако каждому водителю следует учитывать несколько особенностей:
- из-за ветра тент может деформироваться, поэтому следует затягивать тент сильнее во избежание искажения данных системой весогабаритного контроля;
- высокая скорость оказывает влияние на погрешность измерения;
- неравномерное расположение груза в кузове может привести к искажению результатов контроля.
Существует еще одно прогрессивное решение, позволяющее отслеживать информацию о распределении веса на осях и избегать штрафов за перегруз осей – бортовая система мониторинга нагрузок. Цифровой контроллер обрабатывает информацию, получаемую от датчиков давления воздуха, которые находятся в пневматических подушках. Это решение часто используется для разнообразной спецтехники. Такой онлайн-мониторинг позволяет осуществлять контроль над всей деятельностью автопарка.
Ответственность
За установленный перевес ответственность ложится на водителя, компанию и специалиста, который выпустил машину в рейс. Если факт нарушения установлен автоматической системой, ответственность несет собственник тягача.
В зависимости от уровня ответственности штрафы за перегруз грузового автомобиля по осям подразделяются на три типа:
- от полутора до 2000 рублей для физических лиц;
- от 15 до 50 тысяч рублей для должностных лиц;
- до 400000 рублей для юридических лиц.
Если человек или система автоматического весогабаритного контроля допустили ошибку, есть возможность оспорить штрафные санкции за перегруз на ось. На это отводится 10 суток со дня оформления постановления. Жалобу можно подать по почте или лично, совершив визит в отдел ГИБДД.