Тахограф для грузовых автомобилей: как устроен, зачем и кому нужен

Тахограф для грузовых автомобилей: как устроен, зачем и кому нужен

Чтобы минимизировать дорожно-транспортные происшествия, связанные с усталостью водителей грузовиков и автобусов, которые зачастую вынуждены работать без отдыха, еще в XX веке был придуман специальный прибор – тахограф. Данное устройство в автоматическом режиме ведет учет скорости транспортного средства, фиксирует маршрут следования и даже отключение питания, а также отмечает продолжительность кратковременных остановок и длительных стоянок. При помощи таких данных проще определять интервалы ТО и замены масла.

Поскольку в основе первых контрольно-измерительных устройств был часовой механизм, их производством поначалу занимались часовые мануфактуры. Однако несанкционированный доступ к такому оборудованию сводил его эффективность к минимуму. Вначале 70-ых вступило в силу Европейское соглашение, которое регулировало деятельность ТС при международных перевозках. С 1998 года в эксплуатацию вводятся цифровые приборы, которые практически во всем превосходят своих предшественников.

Разновидности

Различают 2 вида тахографов:

  • аналоговые или электронно-механические (прямоугольной или круглой формы) – данные фиксируются при помощи круговой диаграммы (с 2020 года использовать такие устройства запрещается);
  • цифровые (подключаются к датчику скорости) – имеют надежную защиту от взломов и мошеннических операций, поскольку информация записывается в интегрированный блок памяти.

Цифровые приборы в свою очередь подразделяются на европейские (ЕСТР) и российские аналоги (СКЗИ). Тахографы, произведенные в РФ, предназначаются только для внутреннего рынка, а их вывоз в соседние государства строго запрещен. Без лицензии на международные перевозки эксплуатация европейских аналогов на территории РФ также запрещена.

У каждой модели есть свои отличия в функционале, встроенном принтере или подаче информации на дисплей. При большом автопарке рекомендуется монтировать одинаковые тахографы на грузовые автомобили или автобусы, чтобы сократить расходы на создание дополнительных водительских карт.

Устройство и принцип работы

Многие задаются вопросом, зачем нужен тахограф, когда есть система ГЛОНАСС и тахометр. Дело в том, что система ГЛОНАСС лишь фиксирует местоположение транспорта, не предоставляя данных по которым можно понять, отдыхает водитель или работает. А показания тахометра – не что иное, как количество оборотов, которые не привязаны ни к скорости, ни к пройденному пути, ни ко времени.

Устройство состоит из нескольких важных элементов:

  • дисплей и клавиши – позволяет получать необходимую информацию, а также активировать функции и вводить пин-код;
  • блок СКЗИ – обеспечивает надежное шифрование полученных данных;
  • датчик скорости – фиксирует пробег и скорость передвижения;
  • энергонезависимая память – отвечает за сохранность информации, даже после подзарядки;
  • батарея питания – необходима для бесперебойного функционирования;
  • бортовое устройство – отслеживает рабочее время и время, использованное водителем для отдыха;
  • термопринтер – применяется для вывода данных на бумагу;
  • картоприемник – служит эффективным средством распознавания личности водителя.

Разновидности тахографов

После идентификации при помощи индивидуальной карты, тахограф на грузовике начинает регистрировать данные и записывать их. Выгрузка происходит каждые 28 суток, а также раз в 90 дней. Работодатель может хранить полученную информацию не менее одного года. Как правило, существует 4 режима работы данного оборудования: для стандартной работы, для проверки на контрольных пунктах, для полной проверки работодателем, а также для настройки.

Об установке и эксплуатации

Чтобы разобраться с вопросами, на какие грузовики нужно ставить тахограф, следует обратиться к законодательной базе. Монтировать данное оборудование необходимо на любые грузовики, массой более 3,5 тонн, а также автобусы, в которых более 8 пассажирских мест. С 2021 года не подлежат обязательному оснащению таким оборудованием следующие транспортные средства:

  • машины полиции, вооруженных сил и аварийно-спасательных служб, а также учебные автомобили;
  • ТС для перевозки различных животных или пчел;
  • передвижные лаборатории и автосцены, телевизионные студии, мобильные библиотеки;
  • транспорт, эксплуатирующийся в пределах границ территории определенного предприятия с целью транспортировки грузов и перевозки пассажиров.

Разумеется, не нужно монтировать приборы на транспортные средства, находящиеся в собственности частных лиц.

Процедура монтажа оборудования происходит в соответствии со схемой и включает в себя несколько этапов:

  • визуальный осмотр кабины и агрегатов ТС, определение места установки, а также составление акта приемки;
  • монтаж проводки, датчика скорости и спидометра, если таковой необходим;
  • активация блоков СКЗИ, настройка и калибровка;
  • считывание данных с уже установленного картографа, если требуется замена прибора.

Процедура монтажа тахографов

По закону об установке тахографов на грузовые автомобили, запрещается монтировать такие многофункциональные приборы самостоятельно. Данные работы должны выполняться специалистами организаций, имеющих соответствующие лицензии и государственные разрешения. В РФ можно устанавливать только определенные модели контрольных приборов. Стоимость процедуры будет зависеть от типа устройства, марки, а также параметров ТС.

Санкт-Петербургская компания Terra Truck, официальный дилер нидерландских грузовиков DAF, предлагает услуги профессионального уровня. Опытные специалисты компании оперативно выполняют процедуру подключения, активации и проверки кратографов. Также сотрудники Terra Truck осуществляют ремонт, калибровку или замену модулей.

Ремонт тахографов

Польза тахографов

Преимущества использования контрольного оборудования:

  • исключение применения транспорта для личных нужд;
  • корректные данные помогают оптимизировать логистику;
  • исключение возможности хищения топлива;
  • помогает получить выплату после ДТП;
  • повышение дисциплинированности, ответственности и, как следствие, эффективности работы.

Таким образом, тахограф для водителя является одним из надежных средств, помогающих более эффективно выполнять работу.

Связаться с DAF
Отправить эту страницу

Мы приглашаем вас поделиться этой страницей.

На данном веб-сайте используются файлы cookie

Веб-сайт DAF использует файлы cookie для повышения качества работы веб-сайта и оказываемых вам услуг. Мы также используем Google Analytics для сбора анонимной информации об использовании нашего веб-сайта. Cookie-файлы DAF абсолютно безопасны, но по желанию вы можете в любой момент изменить настройки для cookie-файлов вашего браузера. Получить более подробную информацию о файлах cookie. 

X
Ваши данные
ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК ОТ TERRA TRUCK