Колесные формулы грузовиков
Содержание
- Основные колесные формулы тягачей
- Колесная формула 4х2
- Колесная формула 6х4
- Колесная формула 8х8
- Немного информации о «ленивых мостах»
- Различия европейских и американских грузовиков
- Рекомендации
Большой ассортимент седельных тягачей, специализированных ТС для перевозки разнообразных грузов в прицепах и полуприцепах, имеет сложную классификацию, что затрудняет выбор оптимальной модели для выполнения определенных задач. К выбору колесной формулы грузового автомобиля следует подходить со всей ответственностью, поскольку от этого решения зависит не только безопасность, но и уровень дохода от ведения коммерческой деятельности.
Нидерландская компания DAF предлагает большой выбор современных, мощных, экономичных и комфортных грузовых автомобилей с разной колесной формулой, подходящих для перевозки всевозможных грузов, а также для решения других задач в самых различных областях.
При выборе стоить учитывать ряд факторов:
- дальность поездок;
- качество дорожного полотна;
- тип груза;
- условия эксплуатации;
- планируемые осевые нагрузки.
Подбор оптимальной колесной формулы является одним из важнейших моментов при выборе такого транспортного средства. Данный фактор оказывает влияние на такие немаловажные показатели как проходимость и маневренность, а также грузоподъемность автопоезда и стоимость грузовика. Немаловажно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к массе и габаритам автопоездов на магистралях, поскольку в разных странах могут быть установлены разные ограничения.
Основные колесные формулы тягачей
Обозначение содержит в себе информацию об общем количестве колес тягача, среди которых обозначено число ведомых и ведущих колес. При этом спаренные колеса на одной оси определяются как одно колесо.
Существует несколько видов колесных формул:
- 4х2 и 4х4;
- 6x2, 6х4, 6х4/2 и 6x6;
- 8х2, 8x4 и 8х8.
Расшифровка колесных формул позволяет узнать несколько особенностей о транспортных средствах. Например, первая цифра в данном обозначении указывает общее количество колес, а вторая – количество ведущих колес. Исходя из этих данных, легко можно определить количество осей у автомобиля, поделив общее число колес поровну. Чем больше осей, тем больший вес могут перевозить грузовики.
После второй цифры также может присутствовать дополнительная, отделенная косой чертой (8x8/4). Это указывает на то, что у данной модели грузовика 4 ведущих колеса являются управляемыми (подруливающими). Также после второй цифры в колесной формуле грузовика или автобуса может присутствовать точка, после которой идет дополнительная цифра 1 или 2 (4х2.1 или 4x2.2). Данный показатель обозначает тип ошиновки оси:
- односкатные – на полуось установлено одно колесо;
- двускатные – на полуось монтируется 2 колеса.
Немаловажную роль в устройстве седельных тягачей играет такая характеристика, как сцепная высота шасси. Существует несколько разновидностей данного параметра: низкая (LowLiner) – до 1 метра, средняя (110-114 сантиметров), нормальная (118-123 см) и высокая (130-135 сантиметров) – для работы со специальной техникой и тралами.
Колесная формула 4х2
Большой популярностью пользуются транспортные средства с колесной формулой 4x2, которые отлично зарекомендовали себя в качестве автомобилей для перевозки грузов, общей массой до 11 тонн. Данное ограничение грузоподъемности не позволяет использовать модели с колесной формулой 4x2 для транспортировки больших партий. Такая схема, отличающаяся простотой и доступностью, обеспечивает оптимальное сочетание мощности, технических параметров и стоимости ТС.
Колесная формула 6х4
Грузовики с колесной формулой 6x4 отлично справляются с транспортировкой многотоннажных грузов на большие расстояния. Это обусловлено тем, что третий мост значительно улучшает сцепление с дорожным покрытием разных типов, а также увеличивает грузоподъемность (до 65 тонн). Таким образом, тягачи с колесной формулой 6 на 4 идеально подходят для перевозки габаритных тяжелых грузов. Как правило, такие машины оснащаются дополнительным топливным баком и более мощным двигателем.
Чем больше ведущих колес, тем лучше автомобиль будет справляться с ездой по плохим дорогам, однако тем быстрее будет изнашиваться резина. Из-за хорошей адаптации к езде по грунтовым дорогам машины с колесной формулой 6x4 часто используются в строительной или промышленной области. Благодаря практичности современных шасси DAF производит самые разнообразные сбалансированные и комфортные автомобили (машины для городских служб, мусоровозы, автокраны, модели, оснащенные цистернами, и многое другое).
Современные модели седельных тягачей DAF выделяются прогрессивным подходом к созданию шасси, что отражается в ряде особенностей:
- большой выбор задних осей с грузоподъемностью от 5 до 13 тонн;
- возможность использования объемных топливных баков (до 1500 литров);
- подвеска Stabilink обеспечивает отличную управляемость, достойную грузоподъемность и оптимальную поперечную устойчивость;
- высокопроизводительный редуктор;
- высокопрочная сталь позволяет делать шасси более легкими, что дает возможность экономить топливо, без потерь в надежности и безопасности.
Также распространены тягачи самосвального или трального типа с колесной формулой 8х4. Данная схема распространена у пожарных автомобилей и автокранов.
Колесная формула 8х8
Примечательно, что транспортные средства с колесной формулой 8х8 в основной своей массе представлены специальной техникой, зачастую использующейся в вооруженных силах или для эксплуатации в условиях серьезного бездорожья (вездеходы, самосвалы, ракетоносцы, машины обеспечения). Четыре оси в сочетании с мощным силовым узлом, стабилизаторами поперечной устойчивости и прогрессивной КПП обеспечивают отличные тягово-сцепные характеристики, повышенную управляемость и высокий уровень проходимости.
Немного информации о «ленивых мостах»
Существуют конструкции, когда одна или даже две оси на тягаче, полуприцепе или прицепе могут подниматься и опускаться при помощи гидравлического привода. В первую очередь, это обусловлено экономией топлива, поскольку, чем больше колес, тем больше потребуется мощности, чтобы привести транспортное средство в движение. Пустой фуре, возвращающейся из рейса, можно обойтись без лишних пар колес, значительно сэкономив топливо.
Во-вторых, такая конструкция имеет и другие преимущества:
- сокращается износ покрышек подшипников и ступиц;
- улучшается маневренность ТС (угол разворота становится меньше);
- также повышается тяговая динамика;
- сохраняет устойчивость автопоезда зимой.
Функция подъема или опускания оси может активироваться в автоматическом режиме или же запускаться вручную, при помощи специальной кнопки. Кроме того, данное оперативное изменение колесной формулы позволяет уменьшить нагрузку на каждую ось. Исходя из весовых ограничений на большегрузные автомобили, действующие на территории РФ, максимальная грузоподъемность зависит от типа и количества осей.
Седельные тягачи с колесной формулой 6x6, имеющие трехосный тентовый полуприцеп имеют ограничение в 38 тонн. В случаях, когда вес полуприцепа равен примерно 7 тоннам, а вес тягача также составляет около 7 тонн, максимальная нагрузка такого транспортного средства равняется 24 тоннам. Так называемые «ленивые мосты» помогают распределить нагрузку между осями, что дает возможность пользоваться дорогами, на которых установлены ограничения.
Различия европейских и американских грузовиков
Седельные тягачи можно разделить на 2 большие группы:
- американские;
- европейские.
Схемы колесных формул могут использоваться любые, но в остальном есть некоторые отличия. Например, американские бренды зачастую используют пластик и специальные волокна для создания грузовых кабин, когда европейские аналоги выполняются из прочных марок стали. Кроме того, силовые установки у европейских моделей располагаются за кабиной (под водительским местом), когда в грузовых автомобилях из США двигатель, как правило, вынесен вперед.
Европейские тягачи часто оснащаются противоподкатными брусьями и подкатными мостами, что на американских ТС встречается крайне редко. Кроме того, различия касаются и тормозной системы (дисковые у Европы, барабанные – у США) и бортового напряжения (12В – у американских тягачей и 24В – у европейских аналогов).
Рекомендации
Разобравшись, что означает колесная формула 4х2, можно ознакомиться с рекомендациями, позволяющими выбрать оптимальное транспортное средство для перевозки различных грузов:
- важно рассчитать примерный расход топлива, чтобы получить максимально реалистичное представление о предстоящих затратах;
- чтобы машина была обеспечена питанием, необходимо отдавать предпочтение мощным АКБ;
- следует выяснить, каким экологическим стандартам соответствует силовая установка грузовика;
- для поездок по магистралям стоит отдавать предпочтение моделям, с мощностью двигателя до 400 лошадиных сил;
- механические коробки переключения передач более надежны;
- для стандартных полуприцепов подходит средняя высота сцепления, а для самосвалов – высокая.
Колесная формула седельных тягачей является лишь одним из ряда важных нюансов, которые следует учитывать при выборе транспортного средства для грузоперевозок, чтобы результат приносил максимум удовольствия и пользы.