Наиболее распространенные неисправности сцепления у грузовиков DAF
Содержание
- Устройство сцепления на грузовиках DAF
- Наиболее частые виды неисправностей
- Причины, предпосылки, внешние признаки
- Действия водители при обнаружении поломки
Нидерландская компания DAF Trucks NV выпускает грузовые автомобили для транспортировки различных материалов. Машины отличаются высокими техническими характеристиками и большой надежностью, однако от поломок не застрахована ни одна единица техники. В данном случае чаще всего неисправным оказывается сцепление – у DAF оно достаточно прочное, но из-за конструкции и назначения (это подвижный механизм) на него приходится огромная нагрузка во время работы. Ведь задача агрегата – передача крутящего момента с двигателя на колеса.
Устройство сцепления на грузовиках DAF
Устройство сцепления разберем на примере грузового автомобиля марки DAF серии XF. Кроме корпуса, крепежных деталей и других вспомогательных элементов механизм включает:
- Маховик. Это основная рабочая часть механизма. Она крепится на коленчатом валу двигателя и непосредственно передает с него на трансмиссию крутящий момент. Современные модели состоят из основной части на коленвале и ведущего диска с фрикционными накладками.
- Нажимной диск. Его также называют корзиной, потому что сам диск расположен в кожухе, напоминающем этот вид емкости. С кожухом диск соединен пружиной с рядом пластин (диафрагмой). Усилие пружин передает крутящий момент на коробку переключения передач.
- Ведомый диск. Находится между нажимным диском и маховиком. Он надет на первичный вал коробки передач. Представляет собой металлический круг с фрикционными накладками с обеих сторон и пружинами для смягчения ударов во время передачи крутящего момента.
- Другие детали. Выжимной подшипник и нажимная муфта нужны, чтобы снизить износ деталей механизма. Его включение и выключение обеспечивается приводом, состоящим из педали, вилки выключения, трубок и цилиндров гидравлического или тросов механического привода.
Аналогичным образом устроен механизм сцепления на грузовых автомобилях любых марок, не только DAF. Поскольку все детали механизма движутся во время работы, поломка может коснуться любой из них. Неисправное состояние возникает из-за трения, истирания, разбалтывания пружин.
Наиболее частые виды неисправностей
Чаще всего у сцеплений грузовиков DAF и любых других марок наблюдают следующие неисправности, вызванные особенностями конструкции и эксплуатации данного механизма:
- Пробуксовка из-за неполного включения. Фрикционные накладки могут обгореть, крайне износиться или просто засалиться. В любом случае это приводит к тому, что полного контакта при включении не происходит, и грузовой автомобиль буксует. Другие причина пробуксовки – повреждение коленчатого вала или коробки переключения передач, перегрев корзины сцепления, ржавчина или избыточная смазка шлицевого вала, неправильный монтаж корзины.
- Рваная, неровная работа механизма. Сцепление работает рывками, грузовик не может ровно ехать с постоянной скоростью. Главная причина – тот же износ фрикционных накладок, их засаленность или замасленность (избыточная смазка). Часто бывает так, что эти элементы вообще подобраны неправильно – по марке и модели автомобиля, по мощности и т. д. Другие причины – ржавчина на профиле ступицы, попадание воздуха в гидравлическую систему.
- Невозможность разъединения сцепления. Основные причины такой проблемы – слишком толстый или в принципе неправильно подобранный диск, торцевое биение которого больше того, какое нужно в автомобиле данной марки и модели. Кроме того, сцепление может не разъединяться или разъединяться с большим трудом из-за различных поломок фрикционных дисков, деформаций и ржавчины ступицы, из-за чего она просто заклинивает на валу.
- Посторонние звуки, шумы, стуки, треск. В норме во время работы грузовой машины должен быть слышен умеренный ровный гул, производимый всеми ее механизмами в целом. Если к нему примешивается звук, исходящий от сцепления, это означает неправильную работу выжимного подшипника. При ней он задевает диск, производя посторонний звук. Характер таких звуков может быть разный, как правило, это глухой шум, иногда – стуки, хруст, треск.
Как правило, неисправности сцеплений устраняются заменой изношенной детали. Для этого нужно провести диагностику механизма, обнаружить конкретную поломку, изъять элемент и вставить на его место новый. В некоторых случаях можно обойтись восстановлением поврежденной детали: ржавчину, если она еще не разъела стенки, можно счистить, засаленность или замасленность убрать с помощью технического спирта. А если дело в отсутствии или недостатке смазки, просто ее добавить.
Причины, предпосылки, внешние признаки
Главная причина неисправности сцепления – неизбежный износ, особенно при работе грузового автомобиля на пределе технических возможностей. Даже если не перегружать его, не выжимать каждый раз максимальную скорость, уделять внимание техническому обслуживании и ремонту, рано или поздно механизм износится и будет нуждаться в частичной или полной замене. Кроме того, условия работы грузовой техники в принципе таковы, что от эксплуатации на пределе ресурсов зачастую никуда не деться, особенно с учетом рельефа, качества дорог, климатических факторов.
При этом непосредственные технические предпосылки поломок чаще всего следующие:
- остаточное давление в гидравлической системе после прекращения ее работы;
- проникновение внутрь гидравлического привода воздуха (его завоздушивание);
- протечка сальников, приводящая к засаливанию, замасливанию дисков сцепления;
- неправильный монтаж, неверный подбор, перекос, деформация ведомого диска;
- износ, повреждения, деформации диафрагменной пружины, фрикционных накладок;
- различные дефекты механизма включения-выключения и/или гасителя вибрации.
Симптомы неисправности практически совпадают с видами поломок сцепления. Это посторонние звуки, пробуксовка, снижение производительности при том же или даже большем уровне потребления топлива, неровное движение автомобиля. Если грузовик вдруг стал работать хуже, лучше провести его диагностику. Весьма вероятно, необходим ремонт: восстановление или замена деталей.
Действия водители при обнаружении поломки
Если вы ведете грузовик и внезапно в процессе движения обнаружили неисправность сцепления, прежде всего, нужно понять, сможете ли вы дотянуть до ближайшей станции техобслуживания или же придется остановиться, а потом на другом транспортном средстве буксировать автомобиль DAF.
Дальнейшее движение категорически исключается при следующих признаках поломок:
- если дальше по маршруту – подъем в гору или спуск с нее;
- если работа сцепления рваная, нестабильная, машина может встать в любой момент;
- если слышны сильные стуки, треск, хруст, ощущаются вибрации;
- если поломка возникла на заднем ходу или на высокой передаче.
В описанных ситуациях технических возможностей сломанного автомобиля может не хватить для дальнейшего движения. И вы все равно остановитесь, только в более неудобных или даже опасных условиях. Тут можно разве что дотянуть несколько метров, чтобы не мешать дорожному движению.
Если симптомы неисправностей позволят вам дотянуть до ближайшей СТО, проблемы сцепления можно временно скомпенсировать такими способами:
- при западании рычага его можно освободить, слегка нажав на педаль газа;
- в случае отказа сцепления при включенной передаче сбросьте газ и установите рычаг в нейтральный режим, а затем постепенно переключайте передачи с высоких на низкие; эффективный прием понижения – перегазовка;
- для перехода с первой передачи на вторую нужно постепенно раскручивать обороты, а затем сбросить газ на 3/4, установить коробку переключения в нейтральный режим, полностью отпустить газ и после этого переключить передачу – только не на высокой скорости;
- повысить передачу можно также, установив первую при выключенном зажигании, затем, удерживая нажатой педаль газа, повернуть ключ зажигания, отпустить педаль и перейти на вторую передачу.
Если у вас отказало сцепление, попробуйте включить зажигание, установить первую передачу и вновь запустить двигатель. При этом машина может трястись и дергаться, потому что частота передачи и вращения мотора будет совпадать. Но в течение нескольких минут работа обоих механизмов наладится, и при условии прогретого двигателя вы сможете доехать до станции техобслуживания.
Кроме того, во время транспортировки сломанного грузового автомобиля на СТО контролируйте температуру двигателя. Он будет значительно нагреваться, потому что низкая скорость не обеспечит достаточно обдува и охлаждения мотора. Если нагрев окажется слишком высоким, остановитесь и не рискуйте ехать дальше. На станции технического обслуживания вам произведут диагностику машины, установят неисправность сцепления, выполнят ремонт или замену поврежденной детали.