Особенности изотермических и рефрижераторных полуприцепов
Содержание
- Особенности полуприцепов-рефрижераторов
- Конструкция полуприцепов-рефрижераторов
- Типы холодильных установок рефрижераторов
- Параметры полуприцепов-рефрижераторов
- Особенности изотермических полуприцепов
Среди специализированных разновидностей грузовых полуприцепов различают рефрижераторы и изотермические конструкции. И те, и другие предназначены для перевозки товаров, требующих особого температурного режима. Оба типа прицепов на фуры работают как холодильники, но между ними все-таки есть существенная разница, влияющая на качество сохранения грузов и на стоимость установок. В этом материале разберем главное, что нужно знать о рефрижераторах и изотермах.
Особенности полуприцепов-рефрижераторов
Полуприцепы-рефрижераторы более известны и применяются чаще, их назначение и технические характеристики в целом очевидны. Их покупают для перевозки скоропортящихся грузов, чаще всего органического, биологического происхождения. На практике это обычно продукты питания, кроме того – некоторые медикаменты (например, инсулин) и полуфабрикаты химического производства.
Конструкция полуприцепов-рефрижераторов
Поддержание необходимых низких температур возможно благодаря устройству рефрижераторов-полуприцепов. Их конструкция включает три основных части:
- Холодильная установка. Это главный элемент конструкции, обеспечивающий выработку холода. Установка работает от двигателя самого полуприцепа. В зависимости от мощности обеспечивает охлаждение и/или заморозку грузов.
- Термоизолирующие стенки. Чтобы тепло снаружи не проникало внутрь фургона, его стенки должны не пропускать его дальше себя, действуя по принципу обратного термоса. Для этого их делают из сэндвич-панелей: многослойного материала, проложенного алюминиевой фольгой.
- Терморегистратор. Этот элемент присутствует не всегда, но лучше, чтобы он был. Устройство крепят снаружи полуприцепа, можно даже в водительской кабине. Оно в режиме реального времени показывает температуру, а иногда и влажность воздуха внутри рефрижератора.
Типы холодильных установок рефрижераторов
В зависимости от конструкции холодильной установки различают два типа рефрижераторов:
- Автономные. Энергию для охлаждения вырабатывает двигатель холодильной установки. Это наиболее универсальные, а потому и самые распространенные модели. Они рассчитаны на большие объемы грузов и значительные расстояния перевозок.
- Автономные с резервным электродвигателем. Это наиболее актуально при паромных перевозках, где запрещено использовать дизельный двигатель.
Параметры полуприцепов-рефрижераторов
Важнейшие практические характеристики полуприцепов-рефрижераторов – диапазон рабочих температур и количество температурных режимов. Для большинства грузов достаточно интервала от –20 до +10 °C. Но в таком пределе должна быть возможность выбора хотя бы трех уровней:
- Выше нуля (охлаждение): практически любые фрукты и овощи, кроме замороженных, яйца, вареные и сырокопченые колбасы, кондитерские изделия и кремы, сыры и сосиски, майонез, растительные масла, а также цветы и другие живые растения, большинство медикаментов.
- От -10 °C до нуля (глубокое охлаждение): охлажденные рыба (переложенная льдом), мясо и птица, рыбная икра, рыбные пресервы, сливочное масло и всевозможные спреды, охлажденные полуфабрикаты и субпродукты, полукопченые и варено-копченые колбасы.
- Ниже -10°C (обычная заморозка): мороженое, пельмени и другие аналогичные продукты, замороженная рыба, мясо и птица, замороженные фрукты и овощи (компотные смеси и т. д).
Хорошо, если устройство рефрижератора позволяет изменять температурный режим на два-три градуса – такой полуприцеп можно использовать для транспортировки самых разных грузов. Потому что, например, грибы и абрикосы нужно перевозить в среде от 0 до +2 °C, максимум +3 °C, мед от +13 °C, картофель от +13 до +14 °C и т. д. Да и в области отрицательных значений немало нюансов, например, существенно различаются условия от -20 до -10 °C, от -10 до -5 °C и от -5 °C до нуля.
Особенности изотермических полуприцепов
С рефрижераторами разобрались, а что же такое изотермический полуприцеп? Это тот же фургон-термос, только без холодильной установки. Отсюда – две ключевые особенности конструкции:
- Никакого охлаждения в них не происходит – конструкция просто поддерживает несколько часов (в зависимости от качества модели до суток) ту температуру, которую груз имел на момент помещения в изотермический фургон.
- О заморозке, естественно, речи не идет вообще, а весь температурный эффект достигается только за счет термоизоляционных сэндвич-панелей, которыми выкладывают всю внутреннюю поверхность кузова.
Термоизоляцию обеспечивают экструдированные (вспененные) синтетические полимеры: пенополиуретан, пенопласт, пенополистирол. За счет отсутствия холодильника изотермические полуприцепы значительно (порядка 20-40 %) дешевле полноценных рефрижераторов.
Термоизоляционные материалы позволяют работать в двух режимах:
- поддержание низких температур (примерно в интервале от -10 до +5 °C);
- поддержание относительно высоких температур (приблизительно от +5 до +15 °C).
Это позволяет перевозить на небольшие расстояния практически все продукты питания, кроме наименований, требующих заморозки, а также многие медикаменты,.
Основные практические характеристики изотермических полуприцепов – два следующих параметра:
- температурный диапазон: у разных моделей он находится в пределах от -10 до +15 °C;
- длительность поддержания заданного уровня температуры – от нескольких часов до суток.
Эти параметры означают, что поздней осенью, зимой или ранней весной в таком фургоне можно ночью перевезти партию свежего охлажденного мяса через несколько областей. Но в большинстве случаев изотермы применяют для кратковременных внутригородских перевозок или транспортировки в одном регионе. Для дальних маршрутов нужны полноценные рефрижераторы.