Дата создания материала: 16.07.2022 19:42
Техническое обслуживание прицепов и полуприцепов
Содержание
Техническое обслуживание прицепов и полуприцепов представляет собой комплекс мероприятий по профилактическому осмотру, диагностике, ремонту данной техники. Он обеспечивает исправность оборудования и возможность его полноценной эксплуатации в течение определенного периода, от одной смены (одного рейса) до одного месяца, квартала или полугодия.
Принципиального различия между прицепом и полуприцепом нет. Данные разновидности очень похожи, разница только в разном количестве опорных осей и, следовательно, разной степени зависимости от автомобиля-тягача. Нагрузка на седельную часть и ось у грузовых полуприцепов распределяется более равномерно, повышая их маневренность и облегчая эксплуатацию. По этой причине они ломаются реже, а обслуживать их в большинстве случаев проще.
Разновидности прицепов и полуприцепов
На современном российском рынке представлены следующие разновидности грузовых прицепов полуприцепов (некоторые конфигурации включают конструкции обоих типов):
- Тенты. Полуприцепы универсального назначения для любых коммерческих перевозок, для которых не важны температура и влажность. Каркас обтянут прочным полимерным полотном.
- Джумбо. Разновидность тентованного полуприцепа с ломаной рамой и Г-образным полом. В передней части он на 20-30 см ниже, чем в задней. Это позволяет уменьшить диаметр дисков.
- Рефрижераторы. Полуприцеп с холодильной установкой и системой поддержания низких температур. Нужен для перевозки грузов, для которых необходима среда от -25 до +12°C.
- Изотермы. Рефрижераторный полуприцеп без холодильной установки. В нем просто поддерживается определенный уровень температуры – для скоропортящихся грузов.
- Платформы. Полуприцеп двух основных видов. Открытые – просто металлическая основа без ограждений. Бортовые – с невысокими бортами. Нужны для перевозки стройматериалов и т. п.
- Автоцистерны. Прицеп или полуприцеп в виде цилиндрического герметично закрытого резервуара, в котором перевозят жидкие вещества. Цистерны могут быть разделены на секции.
- Автовозы. Полуприцеп, на котором можно транспортировать легковые, а на некоторых моделях даже грузовые автомобили. Например, в порядке эвакуации на штрафстоянку.
- Лесовозы. Полуприцеп, созданный для перевозки длинномерных пиломатериалов, бревен и стволов большой длины, а также металлических труб, рельсов и других подобных изделий.
- Зерновозы. Прицеп или полуприцеп, напоминающий самосвал, либо имеющий вид бункера или цистерны. Предназначен для транспортировки зерна и иных сыпучих органических грузов.
В полуприцепах и прицепах используют пневматические, гидравлические, электрические, моторные и фрикционные тормозные системы. В качестве несущей части конструкций устанавливают стальные оси с круглым или прямоугольным сечением.
Частота и виды технического обслуживания
Принципиально различают два типа технического обслуживания прицепов и полуприцепов:
- Ежедневное. Оно необходимо для исключения явных проблем с техникой. Владелец или водитель автомобиля перед сменой или рейсом осуществляет беглый осмотр основных узлов, крепежей с тягачом, рессор и колес. Это позволяет в целом оценить состояние техники.
- Плановое. Это уже полноценная регламентированная процедура, включающая ряд работ и конкретных действий. Ее проводят раз в определенный период (сезон, год, иной срок) для полной оценки состояния техники, с диагностикой и ремонтом по необходимости.
Техническое обслуживание прицепов планового типа проводят со следующей частотой:
- Сезонное. Это минимальный базовый срок. Он составляет полгода. Такую проверку проводят весной и осенью, когда все равно меняется состояние дорожного покрытия, и необходимо как минимум менять резину на колесах. Без сезонного техосмотра эксплуатация небезопасна.
- Ежеквартальное. Дополнительные проверки, которые проходят один раз в три месяца. Их хватает, если техника используется в обычных условиях, без длительной работы на пределе возможностей. С учетом сезонных осмотров ежеквартальные проходят зимой и летом.
- Ежемесячное. Если эксплуатация проходит в тяжелых климатических, природных условиях, техника постоянно работает на пределе, дополнительное плановое обслуживание следует производить каждый календарный месяц, кроме тех, когда на очереди – сезонное.
Состав работ по техническому обслуживанию
В зависимости от конкретного вида технического обслуживания плановый осмотр прицепов и полуприцепов может включать следующие категории работ:
- Контрольно-диагностические. Сюда входит простой визуальный осмотр автомобиля, оценка реального состояния крепежных опор и узлов, ходовой оси, надлежащей работы тормозов.
- Регламентные (плановые). Выполняют подтяжку всех крепежных элементов и соединений: гаек, болтов и т. д. Эти работы производят строго по инструкции от производителя прицепа.
- Смазочные. Представляет собой профилактическое нанесение смазочных составов на все элементы оси и подвески, замену поворотного механизма и системы закрытия бортов.
- Уборочно-моечные. Могут частично производиться даже в рамках ежедневного техосмотра. Они необходимы для предотвращения засорения механизма грязью, попавшей снаружи.
При проведении технического обслуживания нужно проверить все узлы и конструкции, но особое внимание рекомендуется уделять следующим механизмам и системам прицепов и полуприцепов:
- Тормозной механизм. Дисковый механизм нужно регулярно чистить, чтобы влага и грязь не копились в прижимных блоках, а также в пространстве между тормозным диском и накладками. Барабанный механизм торможения часто требует замены некоторых деталей.
- Швы и соединения. Этот пункт особенно важен для тракторных прицепов, но и другим видам не помешает. Из-за специфики работы значительную нагрузку в них испытывают сварные швы, системы защиты, механизмы крепления груза, элементы крепежей, детали сцепления.
Конкретный перечень работ по техническому обслуживанию зависит от его реальной периодичности, состояния прицепа или полуприцепа, особенностей эксплуатации техники, времени года, условий климата и местности, сложности предстоящих работ, ряда других обстоятельств и факторов.