ТО для грузовых автомобилей 2021
Содержание
Механические узлы и системы любого грузового автомобиля при эксплуатации подвергаются различным воздействиям, которые приводят к постепенному износу ресурса машины. Чтобы поддерживать работоспособность транспортных средств на должном уровне, а также улучшить их эксплуатационные характеристики его систем и узлов предусмотрен комплекс определенных мер – техосмотр грузовых автомобилей.
Кроме того, периодическая диагностика и ТО грузовиков помогают сэкономить денежные средства, сокращая затраты на ремонт. Данный процесс имеет ряд некоторых особенностей, знание которых позволяет содержать автопарк в исправном техническом состоянии.
Периодичность
Грузовики массой до 3,5 тонн (категория N1) должны проходить процедуру ТО раз в два года после того как пройдет четыре года с момента изготовления машины, а также ежегодно после того как возраст транспортного средства превысит 10 лет. Грузовики массой до 12 тонн (категория N2) и свыше 12 тонн (категория N3) должны ежегодно подвергаться обязательной диагностике и настройке работы основных узлов, а специальный транспорт для перевозки опасных грузов – каждые 6 месяцев.
Виды и правила
Согласно государственному стандарту под номером 21624-81 существует несколько видов ТО грузовых автомобилей:
- Ежедневное обслуживание – включает в себя мойку и осмотр транспортного средства на предмет повреждений, проверку седельно-сцепного устройства или заднего борта, приборов освещения, стеклоочистителей, генератора, сигнализации и рулевого управления. Кроме того, осуществляется контроль над исправностью ручного тормоза и состоянием рессор, а также оценка давления в шинах и герметичности привода тормозов.
- ТО 1 грузовых автомобилей – основной целью мероприятия является предотвращение возникновения различных неисправностей, способных повысить топливный расход, уровень загрязнения окружающей среды или вовсе вывести транспортное средство из строя. Мероприятие включает в себя проверку важнейших механических узлов и систем тягача.
- ТО 2 грузовых автомобилей – помимо работ, рекомендованных к выполнению ТО-1, включает ряд дополнительных мероприятий.
К ежедневному обслуживанию также относят ряд смазочно-заправочных работ: контроль над уровнем масла в двигателе, уровнем жидкости в системе охлаждения и уровнем топлива в баке/баках, проверку воздушных баллонов пневматического привода тормозов, а также слив отстоя из топливного бака/баков и фильтра тонкой очистки.
В РФ технический осмотр регламентируется постановлением Правительства №1434 и федеральным законом №170-ФЗ. Техосмотр грузовых автомобилей в 2021 году отличается тем, что теперь на въезде и выезде транспорт в обязательном порядке фотографируют, а фотоматериалы сохраняют в базе ЕАИСТО. Кроме того, теперь информация о прохождении ТО попадает в электронную диагностическую карту, заверенную электронной подписью сотрудника СТО (карты на физическом носителе с подписью и печатью выдаются на руки по требованию владельца тягача).
Основные этапы процесса
Согласно правилам технического осмотра (ПП №1434), ТО тягача включает в себя проверку множества систем, механизмов и узлов, объединенных в несколько категорий:
- стеклоомыватели и стеклоочистители;
- рулевое управление;
- силовая установка и ее системы;
- тормозная система;
- внешние световые приборы;
- шины и колеса;
- прочие элементы конструкции.
Проверка тормозной системы тягача требует обратить внимание на работу компрессора и натяжение ремня его привода, герметичность всех магистралей и соединений, исправность ручного тормоза, а также на ход тормозной педали. Немаловажно подтянуть все крепления суппорта ручного тормоза, проконтролировать ход и состояние крепления пальцев вилок штоков тормозных камер.
Во время техосмотра грузового транспорта проверяется крепления гидроусилителя руля, рулевых тяг, сошек и рычагов поворотных кулаков. Шплинты заменяются после подтяжки гаек. Осуществляется контроль над свободным ходом руля и люфтом подшипников ступиц передних колес. Кроме того, проверяется исправность механизма управления подачей топлива, состояние электропроводки, крепление АКБ и уровень электролита.
Проверка ходовой части требует подвергнуть контролю состояние шин (остаточная глубина протектора) и уровень давления в них, обеспечить надежное крепление гаек, а также оценить состояние рамы, кронштейнов и рессор. Втулки проверяются на степень изношенности, а амортизаторы на наличие подтеков. Установка на одну ось покрышек разных размеров, конструкций и моделей не допускается, как и отсутствие хотя бы одной гайки или наличие трещин и следов сварки на ободьях или дисках.
Второе ТО грузовых авто к уже существующим процедурам добавляет еще несколько:
- замена моторного масла и масляных фильтров;
- контроль над натяжением ремней вспомогательных механизмов, направляющих и ролкиов;
- проверка крепления радиатора, фильтра и глушителя приемных труб;
- промывка топливных фильтров;
- регулировка топливных форсунок и угла опережения впрыска топлива;
- проверка трансмиссионной жидкости в КПП;
- очистка топливных форсунок и, при необходимости, замена свечей зажигания;
- замена тормозных дисков, регулировка развала и схождения;
- проверка крепления и компрессии ДВС, а также регулировка зазоров.
При успешном техническом обслуживании грузового автомобиля специалист вносит отметку о том, что транспортное средство в полной мере соответствует требованиям законодательства. В случае обнаружения неисправностей и несоответствий, владельцу ТС отводится 20 дней на их исправление. Специалист станции фиксирует всю информацию в диагностической карте.
Подготовка к процедуре и некоторые советы
В первую очередь следует убедиться в том, что транспорт для транспортировки различных грузов соответствует перечню требований, которые предъявляются при проведении ТО грузового автомобиля. Необходимо проверить наличие знака аварийной остановки, аптечки, противооткатных упоров, если таковые присутствуют в модели тягача, и огнетушителя. Кроме того, рекомендуется помыть машину, позаботившись, чтобы номера хорошо читались, а также убедиться, что имеются все необходимые документы.
Необходимо помнить, что одним из условий прохождения технического обслуживания является наличие работоспособного тахографа. Такими приборами должны быть оснащены любые транспортные средства категории N2 и N3, перемещающиеся по дорогам РФ (за исключением тех, которые перечислены в приказе Минтранса Российской Федерации №440). Водитель должен уметь обращаться с данным прибором.
Требования грузового техосмотра к тахографам СКЗИ:
- прибор должен сообщать номер активизированного блока, регистрационные данные грузовика, а также токующую дату и актуальное время;
- калибровка устройства должна быть осуществлена не позднее чем за 36 месяцев (для аналогов ЕСТР – 24 месяцев) до прохождения ТО;
- данные, посвященные метрологической проверке, должны храниться в базе ФГИС «АРШИН».
Право осуществлять ТО на территории РФ имеют только те станции, которые прошли процедуру государственной аккредитации. Убедиться в том, что станция имеет аккредитацию можно на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.
Во избежание простоев и штрафов сотрудники автопарка должны заранее планировать срок технического обслуживания и время на подготовку машин. Каждый водитель может записаться на техосмотр грузового транспорта при помощи портала «Госуслуги» или других сервисов.