Эксплуатация дизеля зимой: проблемы и подготовка двигателя
Содержание
- Особенности дизельного двигателя
- Как правильно эксплуатировать дизельный двигатель зимой
- Прогрев и правильный запуск мотора
- Зимние добавки: подготовка дизеля к зиме
Дизельные двигатели по многим параметрам эффективнее бензиновых, но многие водители в России пока опасаются переходить на них. В основном это связано с недостатком знаний о том, как обслуживать такие моторы зимой: какое масло заливать, как быть с прогревом и запуском. В этом материале мы расскажем, какие есть особенности у этих двигателей и как с ними обращаться в холодное время года.
Особенности дизельного двигателя
Особенности эксплуатации дизельного двигателя зимой связаны с его устройством. Конструкционные отличия дизельного мотора от бензинового:
- В бензиновом движке горючая смесь из топлива и воздуха образуется во впускном коллекторе, подается в цилиндр, где ее поджигают свечи зажигания.
- В дизельном моторе топливо под большим давлением впрыскивают в цилиндры, где уже есть сжатый воздух. Смесь образуется в цилиндрах и тут же самовозгорается.
И поэтому в дизельных двигателях свечи зажигания не нужны. Они прочнее и надежнее, чем бензиновые, поэтому служат дольше, не требовательны в обслуживании, реже нуждаются в ремонте. К тому же такие моторы расходуют на 15-20 % меньше топлива, чем бензиновые аналоги. Это очень удобно при междугородних поездках. Высокий крутящий момент на низких оборотах упрощает езду по бездорожью и в городском потоке.
Как правильно эксплуатировать дизельный двигатель зимой
Есть несколько важных особенностей:
- Стоянка автомобиля. По возможности держите машину с дизельным двигателем в теплом или хотя бы надежно укрытом от ветра и осадков помещении.
- Состояние топливного бака. Старайтесь следить, чтобы резервуар с горючим был всегда полон или заполнен более чем наполовину. Иначе в нем образуется конденсат, который при замерзании может повредить механизм. Также помогают добавки от замерзания.
Третья особенность зимней эксплуатации дизельных моторов связана со спецификой его прогрева перед началом движения. Это настолько важная проблема, что она заслуживает особого внимания.
Прогрев и правильный запуск мотора
Главный вопрос, по которому нет единого мнения, — нужно ли прогревать зимой дизельный двигатель после запуска. Противники зимнего прогрева утверждают, что это бесполезно, потому что мотор нагревается до рабочей температуры только во время езды, а его работа на холостом ходу лишь вредит ему самому, а также экологии и здоровью людей.
На самом деле греть дизельный двигатель зимой нужно обязательно. Причин несколько:
- детали мотора изготовлены из различных сплавов, которые при снижении температуры сжимаются, увеличивая зазоры и люфты выше нормативных значений — это ухудшает пуск и работу двигателя;
- при низких температурах дизтопливо дает осадок, который замерзает и не может сгореть;
- вместе с двигателем прогреваются и другие связанные с ним механизмы, например, коробка переключения передач или ходовая часть, сделанные из металлов и сплавов;
- без прогрева технические жидкости (масла, смазки) могут загустеть и потерять свои полезные свойства.
Прогревать дизельный двигатель нужно, даже при нулевой температуре. Чем холоднее, тем больше времени придется потратить, но в среднем на прогрев уходит от 2 до 10 минут. За это время мотор достигнет минимально необходимых для работы 40-50°C. До полноценных 70°C он нагреется во время езды. Первые пару километров лучше ехать на низкой скорости, пониженной передаче и без резких ускорений.
Зимние добавки: подготовка дизеля к зиме
Для дизельных двигателей существует два вида топлива: одно заливают летом, другое — зимой. В зимнем дизтопливе содержится меньше специальных парафинов. Это компоненты необходимые для смазки деталей топливного насоса высокого давления — обязательного агрегата любого дизельного двигателя. Именно парафины на морозе густеют и кристаллизуются, а потом выпадают осадком в системах питания двигателя топливом, забивают каналы, трубки и плунжеры. Крупные сети АЗС всегда продают горючее с учетом сезонного фактора.
Если нет возможности заправиться зимним топливом, можно использовать добавки-антигели (они же — депрессорные присадки). Они противодействуют сгущению (желированию) топлива, снижая температуру его кристаллизации. Популярные виды:
- BBF. Универсальная присадка низшей ценовой категории, доступная любому водителю. Ее можно заливать в двигатели любых дизельных автомобилей. С ней летнее топливо начинает густеть только при –38°C, а зимнее — при –50°C.
- Runway. Это тоже универсальная присадка среднего ценового диапазона. С ней топливо густеет в среднем при –40°C. Добавка совместима со всеми сортами дизельного топлива, подходит для любых машин.
- Kerry. Один из самых известных и популярных антигелей по доступной цене. Он снижает температуру замерзания горючего до –31°C. Это немного по сравнению с другими аналогами, но зато состав этой марки помогает снизить износ форсунок и плунжерных пар.
- Fenom. Стандартный антигель, относящийся к начальной (низшей) ценовой категории. Имеет высокую эффективность — снижает температуру застывания до –47°C. Он совместим с любым типом и сортом дизельного топлива, можно заливать в любые авто.
- Hi-Gear. Чуть более дорогие депрессорные присадки, которые относятся к средней ценовой категории. Понижают температуру кристаллизации топлива до –48-50°C. При этом снижают износ двигателя и всей топливной системы авто.
На всякий случай стоит иметь хотя бы небольшой запас депрессорных присадок. А в процессе эксплуатации в холодный период — соблюдать указанные рекомендации. Самое главное — обязательно прогревайте мотор.