Как оптимизировать расход топлива грузовика
Содержание
- Виды топлива для грузовых автомобилей
- Нормативы и расчет расхода топлива
- Факторы, влияющие на расход топлива
- Способы оптимизации расхода топлива
Одна из ключевых эксплуатационных характеристик грузовиков – расход топлива на 100 км. Этот параметр не только определяет затраты на горючее, но и может сигнализировать о проблемах и неисправностях отдельных систем и механизмов машины. Характеристика сложная, она зависит от множества факторов, но учитывать ее необходимо, особенно при грузоперевозках на дальние расстояния. В этой статье расскажем об основных способах расчета и оптимизации расхода топлива.
Виды топлива для грузовых автомобилей
Расход топлива, прежде всего, зависит от того, каким именно горючим заправляется данная модель грузовика. В большей или меньшей степени применяют следующие разновидности энергоносителей:
- Дизель. На сегодня это основной вид горючего для грузового автотранспорта. Во-первых, он хорошо переносит температурные перепады и проявляет устойчивость к сильным морозам. Во-вторых, улучшает тягу, лучше воспламеняется и горит с выделением большего количества энергии. Дизельные моторы долговечнее бензиновых, что важно на протяженных трассах.
- Природный газ. Важное преимущество такого топлива – при сгорании оно разлагается до безопасных для окружающей среды веществ. Он дешевле дизеля, дает много энергии, в меньшей степени негативно воздействует на двигатель. Однако пока природный газ имеет ограниченное распространение в качестве горючего для грузового автотранспорта.
- Пропан-бутановая смесь. Также ее часто называют просто пропаном, хотя это не очень точно. Преимущества этого вида горючего – высокое октановое число: быстрая воспламеняемость и сгорание с выделением большего количества энергии. Вещества в составе данной смеси также экологически чище. Однако пока пропан-бутан остается альтернативным видом горючего.
- Биодизель. Главная особенность – максимально полное сгорание веществ в составе топлива. Это позволяет снизить выбросы углекислого газа на 80 %, а выделение в атмосферу диоксида серы – исключить практически полностью. Однако сложность его получения дает высокую стоимость при ограниченной эффективности. В России биотопливо не применяется.
В этой статье мы расскажем, как рассчитать расход на грузовике только с дизельным топливом. Кроме того, существуют модели грузовых автомобилей, работающие на электричестве. Однако сегодня это крайне неудобный и затратный вариант. Даже не принимая во внимание стоимость электроэнергии, очевидно, что таким машинам требуется регулярная зарядка. Подобной инфраструктуры на российских дорогах нет – особенно на трассах Сибири и Дальнего Востока.
Нормативы и расчет расхода топлива
Как правильно рассчитать расход топлива на грузовике? Прежде всего, существуют нормативные значения потребления горючего. Они утверждены распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23р, с последними поправками от 30 сентября 2021 года. Министерство юстиции, в свою очередь, письмом от 21 сентября 2009 года № 03-2609 предписало использовать нормативные показатели, установленные методическими рекомендациями Минтранса, «в целях организации эксплуатации транспортных средств». Несколько позиций из этого перечня:
- потребление горючего на отечественных машинах от 25 до 50 литров на 100 км;
- расход топлива на грузовиках европейских марок в диапазоне 25-40 литров на 100 км;
- потребление бензина или дизеля на других иномарках – от 18 до 40 литров на 100 км.
Это усредненные показатели, полученные путем сопоставления реальных затрат топлива в разных условиях. На них можно и нужно ориентироваться, тем более что методические рекомендации Минтранса приводят для каждой марки по пять нормативных значений для разных условий. Но все равно реальное потребление в силу множества факторов может отличаться. Его придется считать. Существует два способа расчета расхода топлива грузовиком: эмпирический и теоретический.
Эмпирический (опытный) предполагает проведение тестового замера. Топливный бак заполняют до краев, а счетчик суточного расхода горючего обнуляют. Затем проезжают на машине от 100 до 150 км, снова заправляют бак до отказа, по чеку выясняют объем долива и делят его на фактическое число пройденных километров. Вычисления минимальны, обычно не нужен даже простейший калькулятор.
Теоретический (научный) способ основан на формуле (QH = Hsan*S + Hw*W) / 100 * (1 + D/100), где:
- QH– расход топлива, который необходимо найти (искомая величина);
- Hsan – актуальные нормы потребления (по рекомендациям Минтранса);
- S – фактически пройденное расстояние (пробег машины по путевому листу);
- Hw – расход горючего на 100 тонно-километров, с учетом перевозимого груза;
- W – объем транспортной работы, представляющей собой произведение массы груза на пройденный путь (измеряется в тонно-километрах);
- D – поправочный (корректирующий) коэффициент, учитывающий возраст машины и качество дороги, может быть меньше единицы (новая машина, хорошая дорога) или больше (старая машина, плохая дорога); коэффициент вычисляется отдельно по собственной формуле.
Существуют онлайн-калькуляторы для расчета расхода топлива грузовиком. В них только нужно ввести исходные данные и нажать кнопку «Рассчитать», причем есть и автоматический расчет, без кнопок. Такие программы выдают объем горючего на поездку или на 100 км и его стоимость.
Факторы, влияющие на расход топлива
Чтобы не просто проводить расчеты, а взять расход топлива под контроль, нужно учитывать факторы, влияющие на состояние грузовика. Их очень много, но 90 % влияния обусловлено следующими моментами:
- Техническое состояние. Неисправность отдельных систем и механизмов практически всегда проявляется неоправданным увеличением потребления топлива. Часть горючего уходит как бы впустую.
- Возраст автомобиля. Чем старше машина, чем у нее больше пробег, тем выше риски роста потребления топлива. Со временем даже самые лучше механизмы изнашиваются, и это сказывается на технических возможностях техники.
- Степень нагруженности. Очевидно, что пустая фура сможет двигаться с меньшим расходом горючего, чем груженая наполовину и, тем более, забитая товаром под завязку. Поэтому даже на уровне норм различаются показатели расхода топлива для пустого и полного грузовика.
- Манера вождения. Принцип простой – чем она мягче и аккуратней, тем меньше горючего будет израсходовано. Поэтому любителям быстрой езды нужно больше топлива.
- Качество дорожного полотна. Экономичнее всего ездить по ровным аккуратным трассам. Но реальность такова, что дальние перевозки часто проходят по небольшим дорогам местного или в лучшем случае регионального значения.
- Условия эксплуатации. Климатические и погодные особенности, рельеф местности, частые или редкие пробки – подобные факторы также влияют на необходимые объемы горючего. При сильных морозах, подъемах и спусках, стоянии в пробках расход топлива всегда возрастает.
- Факторы аэродинамики. Идеальный вариант – закрытые окна кабины водителя и отсутствие элементов, выступающих над корпусом грузовика. В таком случае получается максимально обтекаемая форма. Иначе возникает трение о воздух, из-за которого растет расход топлива.
- Дополнительное оборудование. Обогрев салона (водительской кабины), кондиционера, радио, электронной системы управления и других устройств для комфортного нахождения в машине повышают потребление автомобилем электрической энергии, а значит, и горючего.
При наличии таких проблем рассчитывать расход топлива не имеет смысла – грузовик будет его потреблять в объемах, которые трудно планировать и контролировать. Поэтому сначала – осмотр, диагностика и ремонт автотранспорта, и только потом его эксплуатация по всем правилам.
Способы оптимизации расхода топлива
Желание экономно потреблять горючее разумно во всех отношениях, включая экологическое. Чтобы расход топлива был под контролем, необходимо придерживаться правил обращения с грузовиком:
- Не забывать проходить периодические осмотры и диагностики, причем по-настоящему, а не просто для галочки, вовремя менять изношенные детали, не затягивать с ремонтом машины.
- Стараться не эксплуатировать грузовик до последнего, по возможности менять его после нескольких лет использования (конкретный срок зависит от интенсивности работы).
- Загружать машину строго в пределах ее максимальной грузоподъемности, потому что перегруз не только резко повысит расход топлива, но и создаст риски внезапной поломки посреди пути.
- Избегать чрезмерно активной манеры вождения.
- По возможности выбирать дороги с хорошим покрытием, не пытаться срезать путь, съехав с федеральной трассы на какую-то проселочную дорогу, заранее планировать свой маршрут.
- Использовать технические составы, частично компенсирующие воздействие на механизмы грузовика сильных морозов, плавно преодолевать подъемы и спуски, избегать пробок.
- Не устанавливать на корпус машины ненужных дополнительных деталей, , не открывать без надобности окна – не снижать обтекаемость авто.
- Без реальной необходимости не включать обогрев, кондиционер, если у вас совсем мало топлива, и вам нужно дотянуть до ближайшей заправки.
Кроме того, очень важно применять качественные технические масла – они способствуют снижению расхода топлива, и в целом его потребление грузовиком станет легче контролировать. Старайтесь заправляться на проверенных станциях и отдавать машину на обслуживание в надежные сервисы. Очень важно незамедлительно реагировать на оповещения об ошибках, выдаваемые электронной системой управления. И, конечно, стараться устанавливать качественное оборудование и механизмы. Расчет расхода не всегда оправдается, грузовик может по каким-то непредвиденным причинам сжечь больше топлива, однако в целом за год вы ощутите эффект от контроля.