Системы отопления кабины грузовика - какие бывают, принцип работы
Содержание
- Системы отопления кабины грузовика — какие бывают, принцип работы
- Виды систем отопления кабины
- Технология отопления кабины водителя
- Вентилятор и системы климат-контроля
Системы отопления кабины грузовика — какие бывают, принцип работы
Грузовики, как и любая спецтехника, часами работают в самых разных погодных и климатических условиях, в том числе в сильный мороз. Поэтому большое значение для здоровья и работоспособности водителя имеет микроклимат рабочей кабины. Он состоит из системы отопления и вентиляции кабины, которые обеспечивают комфортную температуру и подачу свежего воздуха. В этом материале разберемся с тем, какими бывают и как устроены системы отопления кабины грузового автомобиля.
Виды систем отопления кабины
Вне зависимости от конструкции и принципа работы различают два типа систем отопления:
- Штатные, илизаводские. Их разрабатывают на этапе проектирования грузовика и устанавливают в процессе его производства. Штатная система отопления связана с основными техническими узлами. Источник тепловой энергии — двигатель, а теплоносителем выступает вода или антифриз из системы охлаждения мотора. Нагретая вода подается к кабине напрямую или путем рециркуляции (с закрытым контуром движения воздуха). Для большинства ситуаций штатного обогрева вполне достаточно для комфорта водителя.
- Автономные, иливспомогательные. Когда ресурса штатной системы недостаточно, приходится устанавливать дополнительные обогревающие устройства. Они нужны, например, при очень сильных морозах, когда двигатель не может дать столько тепла, сколько нужно, а также в ситуациях, когда приходится запускать мотор только для обогрева. Работа на холостом ходу, то есть без движения, вредит двигателю. Лучше передать эту функцию автономной системе отопления кабины грузовика.
По конструкции и принципу работы различают два типа автономных систем отопления кабины:
- Воздушные. Этот тип автономной системы встречается чаще всего. Она не только отапливает кабину водителя, но и обеспечивают прогрев двигателя теплым воздухом из нее. Такие системы достаточно экологичны, они производят мало шума, а для работы им нужно всего 2 кВт электроэнергии.
- Жидкостные. Более сложные системы, включающие насосы, трубопроводы, датчики и некоторые другие элементы. Внутри контура циркулирует технический состав, прогревающий мотор, из-за чего повышается температура и в кабине. Системы эффективны даже при сильном морозе. Потребляемая мощность составляет от 8 до 14 кВт.
Во многих странах ЕС устанавливать автономные системы отопления кабины грузовиков обязывает закон. С одной стороны, это снимает необходимость в холостой работе мотора и снижает количество вредных выбросов в атмосферу. С другой стороны, это обязывает компании заботиться о здоровье и комфорте водителей, поскольку без таких систем нельзя спать в кабине во время стоянки.
Технология отопления кабины водителя
В кабине грузового автомобиля происходит естественная вентиляция (через проемы стекол) и искусственная (принудительная) — через специальную систему, связанную с системой отопления. Ее основные элементы:
- Радиатор. Это теплообменник, в котором холодный воздух с улицы нагревается от двигателя или иного источника. Радиаторы отопительной системы и системы охлаждения мотора объединены краниками и штуцерами и функционируют сообща. Их делают из алюминия или меди. Алюминиевые модели легче и дешевле, а медные более эффективны и прочны. Сами радиаторы состоят из круглых или плоских трубок.
- Воздушные заслонки. Это группа запорно-регулировочной арматуры, которая управляет потоками воздуха, достигая равномерного обогрева всего пространства кабины водителя. Различают центральную, нижнюю, коробовую и некоторые другие подгруппы воздушных заслонок. Управление ими возможно механически (вручную) или с использованием сервопривода (автоматически).
- Система рециркуляции. Она перекрывает доступ воздуха с улицы в кабину. Получается замкнутый контур, который не только исключает приток холодного воздуха, но и защищает от пыли, неприятных запахов, атмосферных осадков. Перекрытие обеспечивает специальный привод. Самые простые типы привода — механический и вакуумный. Сервопривод более совершенный, он автоматический и работает на базе блока управления.
Таким образом, система отопления во взаимодействии с вентиляционной системой обеспечивает комфортный микроклимат в водительской кабине грузовика.
Вентилятор и системы климат-контроля
Система отопления кабины грузовика оснащается вентилятором, который должен распределять нагретый воздух по всему пространству кабины: к лобовому стеклу, к ногам, центральной области или к другим частям салона. Вентилятор состоит из мотора и лопастей в прямоугольном металлическом корпусе.
Помимо классических систем отопления кабины, существуют также системы климат-контроля. Они включают отопительный прибор, кондиционер, а также датчики, фильтры, соединительные и регулирующие элементы, корпус и электронный блок управления. Такие устройства поддерживают оптимальную температуру, регулируют влажность в кабине водителя.
Электронный блок управления (ЭБУ) получает данные от температурного датчика и регулирует скорость вращения вентилятора, расположение заслонок и другие параметры. Обработав полученные от датчиков сведения, ЭБУ отправляет команды на устройства климат-контроля. Алгоритм работы системы в целом выглядит следующим образом:
- водитель задает нужный уровень температуры в салоне;
- система включается, датчики собирают первичные данные о микроклимате;
- блок управления обрабатывает данные и отправляет команду снизить или повысить температуру (обратите внимание, в отличие от простых отопительных конструкций, системы климат-контроля могут и охлаждать воздух на рабочем месте водителя);
- система поддерживает нужную температуру до момента отключения.
Водителю нужно лишь задать цель при включении. Далее система будет контролировать все показатели самостоятельно, одновременно корректируя влажность с помощью осушителей. Это позволит исключить проблему запотевания стекол изнутри вследствие повышенной влажности в кабине.